Що таке Розвал коліс і як працює? Принцип роботи і для чого потрібен
Кути розвалу та сходження регулюються окремо. В умовах СТО для цього використовується лазерний або комп’ютерний стенд. Будинки кути установки коліс можна перевірити за допомогою схилу і рулетки (лінійки). Це відповідальна і копітка процедура, що вимагає уваги і навичок. З урахуванням невеликої вартості регулювання розвалу-сходження, довіряти його краще майстрів СТО. Наявність досвіду і спеціального обладнання дозволяє відрегулювати кути установки коліс швидко і точно.
Кут сходження виставляється за рахунок зміни довжини рульових тяг. Розвал регулюється двома способами, які залежать від конструкції передньої підвіски авто:
- зміна положення кріплення амортизатора передньої стійки до поворотного кулака;
- зміна кількості шайб, підкладених під вісь нижнього важеля.
На задньопривідних авто допустима похибка розвалу становить +1 — +3 мм, на передньопривідних -1 — +1 мм.
На что влияют углы установки колес?
Управляемость подвески транспортного средства зависит от двух параметров: развала и схождения. Развал колеса измеряется в градусах. Это угол между его центральной плоскостью и перпендикуляром к поверхности дорожного полотна. От его корректной настройки зависит качество поездок и надежность сцепления с покрытием.
Угол схождения (сход) вычисляют как разницу расстояний, которые измеряют в горизонтальной плоскости по передним и задним точкам колесных дисков. Результат оценивают в миллиметрах, градусах или минутах.
- положительным – расстояние по передним точкам меньше, чем по задним;
- отрицательным (обратным) – дистанция, измеренная по передним точкам, больше;
- нулевым – диски и шины транспортного средства расположены параллельно друг другу.
Отклонение в положительную и отрицательную сторону требует коррекции. В ином случае произойдет быстрый износ протекторов шин.
Другой важный параметр – кастер, определяемый как угол продольного наклона оси поворота колеса. Параметр влияет на управляемость. Превышение его нормальных показателей делает рулевое управление «острым». Пониженное значение ведет к тому, что руль становится тяжелым. Корректировку кастера проводят во время процедуры настройки развала-схождения (РС).
Необходимость регулировки
Водители автомобилей вынуждены периодически проверять развал и сходимость колёс. Чаще процедуру проводят для передних, но иногда возникает необходимость проверки и регулировки всех осей. Сотрудники сервисных центров рекомендуют контролировать состояние подвески два раза в год, а заезд на СТО совместить с сезонной сменой покрышек. За полгода детали подвески изнашиваются, увеличивается свободный ход цапфы, что приводит к нарушению оптимальной «геометрии» ходовой.
Кроме плановой проверки, регулировка развал-схождения в обязательном порядке понадобится после ремонта подвески. Замена расходных деталей, таких как шаровых, наконечников, стоек и резинометаллических шарниров приводит к тому, что углы установки ступиц выходят за пределы критических значений. В этом случае сделать развал или схождение колёс нужно как можно быстрее. Кроме того, нелишним будет отогнать машину на диагностику, если водитель допустил наезд на препятствие, что привело к удару по подвеске. Чрезмерная нагрузка может повредить или деформировать детали шасси.
Выставить сход и развал понадобится, если автомобилем стало сложней управлять, а на прямом участке его постоянно уводит в сторону, и траекторию движения приходится поддерживать, прилагая усилие к рулевому колесу. Это означает, что углы установки ступиц превысили допустимые значения и нуждаются в корректировке. Кроме того, длительная эксплуатация автомобиля с такими нарушениями приводит к интенсивному и неравномерному износу протектора.
Заключение
Иногда даже правильная корректировка не решает проблему с управляемостью, и авто все равно утягивает в сторону. Связано это с непоправимой деформацией кузова или дисков из-за недавней аварии. В этом случае для исправления угла требуется проведение стапельных работ или придется менять колеса местами. Но для исправного автомобиля грамотная установка параметров подвески обязательно выправит колеса, и машина снова будет управляться легко и свободно. Ее необходимо делать при некоторых ремонтных работах в том случае, если машина плохо управляется, резина быстро и неравномерно изнашивается или же наблюдаются явные проблемы с рулем (он стал тяжелым, его сложнее вращать, он возвращается на свое место и т.д.).