Проверка и регулировка системы впрыска топлива «КЕ-Jetronic» двигателя «PL»
Проверка и регулировка системы впрыска топлива «КЕ-Jetronic» двигателя «PL»
Рис. 21. Электрическая схема подсистемы управления впрыском топлива КСУД «Motronic» двигателя «ААА» автомобиля «Passat 2,8 VR6»: 1 — контроллер; 2/1-6 — форсунки: 3 — реле питания; 4 — аккумуляторная батарея; 5 — реле включения топливного насоса; 6 — топливный насос; 7 — выключатель зажигания; 8 — ЭБ системы контроля содержания кислорода в отработавших газах; 9 — датчик содержания кислорода в отработавших газах; 10 — измеритель массового расхода воздуха; 11 — датчик момента искрообразования: 12 — электромагнитный клапан продувки адсорбера: 13 — регулятор холостого хода; 14 — колодка диагностики: 15 — разъем жгута проводов моторного отсека; 16 — потенциометрический датчик положения дроссельной заслонки; 17 — датчик I детонации; 18 — датчик II детонации; 19 — датчик частоты вращения коленчатого вала; 20—датчик температуры всасываемого воздуха: 21 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 22 — бортовой компьютер; 23 — коммутатор: 24 — разъем кондиционера; ПВ — плавкая вставка.
Обозначение цвета проводов: Б — белый: Г — голубой; Ж — желтый: 3 — зеленый: К — красный; Кч — коричневый; С — серый: Ф — фиолетовый; Ч — черный.
Рис. 23. Размещение на автомобиле элементов системы впрыска топлива «КЕ-Jetronic» двигателя «PL»: 1 — измеритель расхода воздуха: 2 — ЭБУ: 3 — клапан принудительного холостого хода: 4 — корпус дроссельной заслонки; 5 — выключатели холостого хода и полной нагрузки; 6 — регулятор холостого хода: 7 — регулятор давления топлива; 8 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 9 — тепловое реле времени: 10 — регулятор управляющего давления; 11 — форсунки впрыска; 12 — пусковая форсунка: 13 — дозатор-распределитель топлива.
Рис. 28. Электрическая схема системы впрыска топлива «КЕ-Jetronic» двигателя «PL» автомобиля «Passat 16V Cat»: 1 — ЭБУ впрыском топлива; 2 — регулятор холостого хода; 3 — катушка зажигания; 4 —реле включения топливного насоса; 5 — предохранитель №5; 6 — подогреватель датчика содержания кислорода; 7 — топливный насос: 8 — топливоподкачивающий насос; 9 — ЭБУ запаздыванием зажигания; 10 — предохранитель № 17; 11 — выключатель полной нагрузки; 12 — выключатель холостого хода; 13 — регулятор управляющего давления; 14 — тепловое реле времени: 15 — стартер; 16 — регулятор давления топлива; 17 — датчик содержания кислорода в отработавших газах; 18 — измеритель расхода воздуха; 19 — датчик температуры охлаждающей жидкости.
Обозначение цвета проводов представлено на рис. 21, отсутствие обозначения цвета указывает на внутреннее соединение (например, соединение с корпусом или соединение через печатную плату).
Примечание: Ниже приводится описание только тех проверок и регулировок, методика выполнения которых отличается от описанных для системы впрыска топлива «К-Jetronic» двигателя «KR» (см. раздел «16-кпапанные двигатели»).
Общая диагностика
1. Если в системе впрыска топлива/ зажигания появляется неисправность, вначале проверьте, чтобы все разъемы подключения системы были надежно соединены и не были покрыты коррозией.
2. Затем проверьте, не является ли причиной неисправности плохое техническое обслуживание двигателя; т.е., проверьте, чтобы фильтрующий элемент воздушного фильтра не был засорен, чтобы свечи зажигания были в хорошем состоянии и имели правильный искровой зазор, чтобы зазоры клапанов двигателя были правильно отрегулированы и давление сжатия в цилиндрах соответствовало требуемому значению.
3. Также проверьте, чтобы угол опережения зажигания был установлен правильно и чтобы правильно работали системы снижения токсичности выхлопов. Смотрите подраздел 7.7.1 иподраздел 6.4 для получения более детальной информации.
4. Если эти проверки не помогут обнаружить источник неисправности, можно провести быструю проверку цепей системы впрыска топлива/ зажигания, установив электронный блок управления двигателя в режим самодиагностики «2».
5. В режиме «2» электронный блок управления покажет код неисправности, записанный в его памяти, включив сигнальную лампочку на приборном щитке или красный светодиод на правой стороне блока управления.
6. Записи о неисправностях, обнаруженных электронным блоком управления, хранятся в его памяти, пока стартер не будет включен 50 раз.
7. Если неисправность не будет обнаружена снова в течение этого промежутка времени, запись о ней будет стерта из памяти.
8. Записи о неисправностях можно стереть из памяти электронного блока управления, включив его в режим самодиагностики «2», а затем, переключив обратно в режим «1» или отключив аккумулятор более чем на 24 часа.
Системы Bоsch L3.1 и MP3. 1
- система зажигания должна находиться в хорошем состоянии и правильно отрегулирована;
- воздушный фильтр должен быть чистым;
- исходные положения дроссельной заслонки правильно отрегулированы;
- выключатель дроссельной заслонки правильно отрегулирован;
- двигатель должен быть прогрет, вентилятор охлаждения должен один раз включиться и выключиться.
1. Отрегулировать скорость холостого хода винтом поворота дроссельной заслонки. Поворот винта по часовой стрелке уменьшает скорость холостого хода, против часовой стрелки – увеличивает скорость.
2. Установить анализатор выхлопного газа на автомобиль в соответствии с инструкциями изготовителя.
3. Отрегулировать состав топливной смеси (СО), вращая винт измерителя потока воздуха. Для доступа к винту необходимо предварительно снять с него заглушку.
4. Откорректировать скорость холостого хода.
Система Bosch ML4.1
Скорость холостого хода не регулируется. Она управляется клапаном регулятора скорости холостого хода.
1. Установить анализатор выхлопного газа на автомобиль в соответствии с инструкциями изготовителя.
2. Отрегулировать состав топливной смеси (СО), вращая винт измерителя потока воздуха. Для доступа к винту необходимо предварительно снять с него заглушку. Поворот винта по часовой стрелке увеличивает содержание СО, а против часовой стрелки – уменьшает.
Система Bosch LU2-Jetronic
Регулировка скорости холостого хода винтом (система LU2-Jetronic)
2 – винт регулировки скорости холостого хода
Скорость холостого хода регулируется так, как описано для системы Bosch L3.1 (см. выше).
Состав топливной смеси автоматически регулируется устройством согласно сигналам кислородного датчика.
Система Bosch Motronic M1.3
Скорость холостого хода регулируется только на двигателях с 8 клапанами; на двигателях с 16 клапанами скорость холостого хода управляется блоком ECU.
1. Отрегулировать скорость холостого хода винтом поворота дроссельной заслонки. Поворот винта по часовой стрелке уменьшает скорость холостого хода, против часовой стрелки – увеличивает скорость.
2. Установить анализатор выхлопного газа на автомобиль в соответствии с инструкциями изготовителя.
3. Отрегулировать состав топливной смеси (СО), вращая винт измерителя потока воздуха. Для доступа к винту необходимо предварительно снять с него заглушку.
Системы MM8P, Sagem-Lucas 4GJ, Bosch Motronic 5.1, Bosch Motronic 3.2
На системах регулирование не предусмотрено. Если скорость холостого хода или состав смеси не соответствуют норме, значит, поврежден блок управления.
Непосредственный впрыск
Системы с непосредственным впрыском наиболее сложные и дорогие, однако только они могут обеспечить наилучшие показатели по мощности и экономичности. Также непосредственный впрыск дает возможность быстро изменять режим работы двигателя, максимально точно регулировать подачу топлива в каждый цилиндр и т.д.
В системах с непосредственным впрыском топлива форсунки установлены непосредственно в головке, распыляя топливо сразу в цилиндр, избегая «посредников» в виде впускного коллектора и впускного клапана (или клапанов).
Такое решение довольно сложно в техническом плане, так как в головке цилиндра, где и так уже расположены клапаны и свеча, необходимо разместить еще и форсунку. Поэтому непосредственный впрыск можно использовать только в достаточно мощных, а поэтому больших по габаритам двигателях. Кроме того, такую систему невозможно установить на серийный двигатель — его приходится модернизировать, что связано с большими затратами. Поэтому непосредственный впрыск сегодня используется только на дорогих автомобилях.
Системы с непосредственным впрыском требовательны к качеству топлива и нуждаются в более частом техническом обслуживании, однако они дают существенную экономию топлива и обеспечивают более надежную и качественную работу двигателя. Сейчас наблюдается тенденция снижения цены машин с такими двигателями, поэтому в будущем они могут серьезно потеснить автомобили с инжекторными двигателями других систем.
Непосредственный впрыск — системы с внутренним смесеобразованием
В таких системах, называемых системами с непосредственным впрыском (DI), топливные форсунки с электромагнитным приводом, размещенные в каждом цилиндре, впрыскивают топливо непосредственно в камеру сгорания. Смесеобразование происходит внутри цилиндра. Для обеспечения эффективного сгорания смеси существенную роль играет процесс распыления выходящего из форсунки топлива.
Во впускной трубопровод двигателя с непосредственным впрыском топлива, в отличие от двигателя с внешним смесеобразованием, подается исключительно воздух. Таким образом, исключается попадание топлива на стенки впускного трубопровода.
Если при внешнем смесеобразовании в процессе сгорания обычно присутствует однородная топливовоздушная смесь, то при внутреннем смесеобразовании двигатель может работать как с однородной, так и с неоднородной смесью.
Работа двигателя при послойном распределении смеси
Смесь при послойном распределении заряда воспламеняется только в зоне вокруг свечи зажигания. В остальных частях камеры сгорания содержатся свежая смесь и остаточные отработавшие газы двигателя без следов несгоревшего топлива. На режимах холостого хода и при малой нагрузке таким образом обеспечивается работа на обедненной смеси, что приводит к снижению расхода топлива.
Работа двигателя при наличии однородной смеси
Однородная смеси занимает полностью объем камеры сгорания (как и при внешнем смесеобразовании), и весь заряд свежего воздуха, поступившего в камеру, участвует в процессе сгорания. Поэтому этот способ образования смеси применяется в условиях работы двигателя при полной и средней нагрузках.
Топливный насос высокого давления
Установлен на корпусе распредвалов и приводится в действие от двойного кулачка на впускном распредвале. ТНВД создает давление в топливной системе около 100 Бар.
Конструкция ТНВД: одноплунжерный насос высокого давления, имеющий регулировку по подаче топлива. Т.е., ТНВД подает в систему такое количество топлива, которое требуется в данный момент или предстоит через определенный промежуток времени.
Возможные неисправности и диагностика
Установка узла допускается на многие автомобили, в том числе Volkswagen, Mercedes, Audi 200 и другие модели машин. Поскольку сама по себе система имеет достаточно сложную конструкцию, некоторые автовладельцы периодически сталкиваются с определенными неполадками в ее работе. Иногда ликвидация поломок возможна только путем ремонта, а в некоторых случаях от неисправностей можно избавиться путем настройки узла (автор видео — v_i_t_a_l_y).
Одна из наиболее распространенных поломок — силовой агрегат не запускается или запускается с большим трудом. В этом случае проблема может заключаться в работоспособности нескольких составных элементов устройства, поскольку при запуске мотора работают почти все механизмы. Так как само по себе система сложная, для ее диагностики ремонта нужны квалифицированные спецы, тем более, что для осуществления этой задачи понадобится соответствующее оборудование.
Если запуск ДВС не производится, то в первую очередь нужно обратить внимание на такие элементы:
- узел питания силового агрегата;
- устройство для регулировки давления;
- механизм для регулировки управляющего давления;
- форсунки впрыска, а также пусковую форсунку;
- контроллер температуры антифриза;
- проверить узел регулировки дросселя;
- также не лишним будет произвести диагностику затяжки форсунок.
Что касается диагностики, то в первую очередь речь идет о системе питания. Этот узел включает в себя топливный бак, магистраль для подачи горючего, бензонасос, аккумуляторное устройство давления, а также фильтрующий элемент. Выход из строя одной из составных частей узла приведет к тому, что запустить мотор будет невозможно или ДВС запустится, но с трудом. Разумеется, необходимо убедиться в том, что в системе есть горючее, для этого демонтируется шланг выходного штуцера. В том случае, если в авто установлен встроенный контроллер давления горючего, то следует произвести диагностику его показателей (автор видео — v_i_t_a_l_y).
В принципе для ремонта любых неисправностей узла с самого начала следует замерить параметр давлений на всех составляющих элементах, не лишним будет произвести диагностику их герметичности. В том случае, если горючее в системе отсутствует, то вероятнее всего, из строя вышел именно насос. Если же топливо в аккумуляторе есть, но давление очень слабое, то нужно произвести диагностику герметичности, а также проверить работоспособность фильтра. Фильтрующий элемент необходимо периодически менять, поскольку сетка забывается достаточно быстро.
Чтобы убедиться в том, что система герметична, понадобится временно увеличить давление. Для выполнения этой задачи потребуется манометр с вентилем, а также патрубки со специальным штуцерами. Манометр монтируется в разрыв узла от нижних камер непосредственно до форсунок. После этого заводится мотор и глушится он только через полчаса, а затем производится замер давления — этот показатель должен быть не менее 2.5 кг/см2. В том случае, если полученные показания будут другими, понадобится произвести диагностику реле, а также регулятора.
Если мотор в принципе не заводится, то необходимо будет принудительно активировать работу насоса, чтобы сделать это, нужно замкнуть контакты реле. При этом сам манометр необходимо подключить в разрыв системы перед регулятором. Полученные параметры должны составлять от 5.3 до 5.7 кг/см2.
В том случае, если показатели будут более низкими, то нужно проверить герметичность, а если узел нормально герметичен, то производится диагностика магистрали. Вполне возможно, что топливная магистраль просто забилась, но не лишним будет опять же проверить аккумулятор, бензонасос и фильтрующий компонент. Так как эти элементы системы по своей конструкции являются не разборными, в случае их выхода из строя решить проблему поможет только замена.
Еще один тип неисправности — мотор работает нестабильно или не запускается на горячую. В этом случае производится диагностика:
- расходомера;
- электрогидравлического регулятора, если он есть, если нет — то механического устройства;
- блока управления.
Недостаток системы — это ее сложность и расход бензина.