Развал-схождение: все что нужно знать
К основным параметрам определяющих углы установки колес, относят: развал, схождение и кастер.
Развал колес — угол, который образуется между плоскостью и линией вращения колеса. Положительным его считают когда колеса наклоняются верхней частью наружу. Развал определяют отрицательным, если колеса наклоняются во внутреннее пространство. В обеих ситуациях нужен ремонт в автосервисе для регулировки этих параметров.
Схождение — еще одна важная характеристика. Под ней подразумевается угол между плоскостью вращения и направлением движения колеса. При положительном схождении автомашина становится значительно устойчивой при езде на повышенных скоростях, но плохо управляемой при вхождении в поворот. Отрицательный сход повышает управляемость, но становится причиной ускоренной изнашиваемости покрышек, а также «биения» руля. Необходимость регулировки схода-развала может возникнуть при появлении и других признаков.
Кастер (многие автолюбители используют термин кастор) — это угол, который находится между вертикалью и проекцией оси при повороте колеса, направленный на продольную площадь транспортного средства.
На характеристики углов наклона в разных автомобилях влияют:
- уровень жесткости упругих элементов;
- кинематические свойства и конструкция подвески;
- вылет колес;
- ширина колес и иные факторы.
Характеристики могут быть разными даже у одной модели авто, что объясняется во многом разницей типоразмеров покрышек и вида подвески (спортивной или же обычной).
Что можно регулировать
Основные регулировки выполняются для развала и схождения. Чаще всего корректировка требуется только передним колесам. Корректировка положения задних колес выполняется только для автомобилей с независимой подвеской.
При нулевом развал схождении износ шин минимален, а колеса сопротивляются движению меньше всего. Тем не менее, колеса выставляют под определенным углом, причем оптимальное положение зависит от ряда факторов. Для каждой марки и модели авто существуют оптимальные показатели развала и схождения колес. Это зависит от конструктивных особенностей подвески. Важно, чтобы и измерения, и регулировка развал-схождения выполнялись на качественном оборудовании.
Считается, что обычно для управляемых колес характерен положительный развал. Это якобы облегчает руль, нивелирует удары на нем при наезде на неровности, а при ходе колеса вверх угол уходит в ноль. Но это не аксиома. Так, на многих переднеприводных автомобилях развал изначально отрицательный, чтобы обеспечить стабильность положения машины на дороге и ее управляемость. Например, при прохождении поворота автомобиль кренится, и колесо теряет вертикальность. Без отрицательного развала это приводит к потере управления. Отрицательный развал в такой ситуации увеличивает пятно контакта шины с дорогой, повышает устойчивость автомобиля.
У машин с задними ведущими колесами передние колеса будут находиться под действием сил, направленных против направления движения. При нулевом развале и схождении они будут стремиться развернуться против движения. Чтобы этого не происходило, схождение делают положительным.
Иной раз можно наблюдать сильно положительный развал.
Конкретно отрицательный развал — удел спортсменов. Что в дрифте, что в кольце отрицательный развал при поворотах позволяет сохранить максимальную площадь контакта шин с покрытием. Дело в том, что боковая сила в этом случае стремится перевести развал в положительный, уменьшая пятно контакта, а отрицательные значения компенсируют это явление.
Принципиальное значение кастора — стабилизация управляемых колес во время движения. За счет этого угла при выполнении маневров поворота на колеса действуют боковые силы, которые помогают вернуть их в исходное прямое положение после того, как автомобиль проходит изгиб. Для этого ему придают положительные значения. То есть ось поворота, которая проходит по стойке в подвеске типа McPherson, по шкворню в цельных мостах или по линии, соединяющей верхнюю и нижнюю шаровые опоры в «двухрычажках», делают наклоненной назад. Это, с одной стороны, несколько увеличивает радиус поворота, но с другой — исключает возможность траекторных рысканий. Автомобиль без подруливаний держит прямую.
Неправильные регулировки сход-развала
Неправильные регулировки этих двух параметров обязательно несут в себе неприятные последствия. Рассмотрим каждый случай по отдельности.
В случае с отрицательным развалом может наблюдаться повышенный износ внутренней части покрышек, так как основная масса автомобиля будет приходиться именно на эту часть. При положительном развале, наоборот, наружная часть покрышек. Все это – ускоренный износ резины, а значит, ранняя замена, что экономически нецелесообразно.
При регулировке развала должен достигаться такой баланс, при котором углы постановки колес будут ровными, когда за рулем находится водитель.
Схождение накладывает неприятный отпечаток на рулевое управление. Меняя постановку колес относительно руля, можно менять траекторию автомобиля, не прибегая к помощи того самого рулевого колеса. То есть, если автомобиль должен двигаться прямолинейно, при отпускании рук с руля, то он будет уходить с заданной траектории.
Впрочем, неважно, как было настроено схождение, отрицательное оно или положительное, если оно настроено неправильно, то автомобиль слушаться руля будет очень плохо.
Частый признак неправильного схождения колес – это визг шин на поворотах, даже когда скорость незначительна.
Каким может быть кастор
Поняв, что это такое — кастор на машине, следует разобраться с его разновидностями. Касторы бывают трех видов: нулевой, больше нуля и меньше нуля. Если ось поворота отклонена назад, то такое отклонение является положительным. Многие автопроизводители расценивают его с некоторыми вариациями. Что такого в угле кастора на «Фольксваген Т4» особенного. Он дает машине эффект самовыравнивающихся колес и стабилизирующий эффект.
При нулевой отметке касторных углов поворот колес совпадает с вертикалью. Можно предположить, что это такое – отрицательный кастор на машине. Отрицательное значение заваливает поворотную ось колеса вперед, из-за чего она пересекается с дорожным полотном сзади контактного пятна.
Самостоятельная регулировка
p, blockquote 26,0,0,1,0 —>
На автомобилях ВАЗ регулировку угла кастера можно произвести самостоятельно. Точнее не регулировку, а изменение величины, поскольку самостоятельно точно измерить угол невозможно. Регулировка производится добавлением (удалением) шайб на подвеске, как показано на рисунке.
p, blockquote 27,0,0,0,0 —>
p, blockquote 28,0,0,0,0 —> adsp-pro-2 —>
Одна шайба это где-то 19 минут, в градусах, понятно. Бесконечное количество шайб устанавливать нельзя, допускается 4 сзади и 2 спереди. Можно предварительно заехать на стенд, измерить соответствующие углы, затем прикинуть, что где убавить или добавить, выполнить эту процедуру в гараже.
p, blockquote 29,0,0,0,0 —>
После регулировки кастера необходимо вновь ехать на стенд уже для регулировки развал-схождения.
Некоторые любители потюнинговать устанавливают на Приору опоры SS-20, увеличивая кастер до 3 градусов. Говорят, эффект обалденный. Возможно это так, но лучше не экспериментировать без нужды.
p, blockquote 31,0,0,0,0 —>
Подобным образом можно регулировать углы кастера колес и на других автомобилях, однако перед этим необходимо найти в технических описаниях конкретного автомобиля их величину. Обычно в импортных скоростных авто с передним приводом он находится в пределах от 2 до 4 градусов, заднеприводных – от 4 до 10.
p, blockquote 32,0,0,0,0 —>
Какую информацию может дать проверка автомобиля по гос номеру и как её выполнить.
Читайте в этой статье о разъеме OBD2.
Как найти информацию о своем штрафе ГИБДД https://voditeliauto.ru/voditeli-i-gibdd/shtrafy/po-nomeru-postanovleniya.html по номеру постановления.
Видео — регулировка кастера на Лада Гранта:
p, blockquote 34,0,0,0,0 —> p, blockquote 35,0,0,0,1 —>
Да, кастер действительно важный параметр. Многие владельцы авто жалуются, что машину ведёт в сторону, несмотря на правильно отрегулированное схождение и развал. Часто причина этого именно в разном кастере слева и справа, и это остаётся незамеченным при регулировке на стенде сход-развала. Я в своём городе ещё ни одного стенда не видел, где есть возможность регулировки кастера. В итоге регулирую сам: если при правильно выставленном схождении и развале машину ведёт в сторону, я увеличиваю угол кастера с этой стороны.
Подскажите,правильным ли решением будет перепрошивка двигателя авто?
30 лет за рулём, а про кастер никогда не слышал, хотя развал-схождение провожу. Надо будет проверить.
Насколько я знаю по личному опыту, кастор регулируется только у наших машин, ВАЗов, или вот М-2141, на котором я начинал ездить в 90-х. Сколько иномарок у меня было — нигде таких регулировок не было, только сход-развал, или даже просто схождение. Все предельно просто, видимо от того, что изначально заложены определенные углы и не требуется их менять.
Развал-Схождение Задняя ось от 600 руб.
Развал-Схождение Передняя от 1000 руб.
Бывают случаи, когда регулировочные болты закисают. При проведении процедуры регулировке развал-схождения, приходится их менять на новые. Все это мы сделаем быстро и качественно. Если подобного рода работ от нас не требуется, то цена развала схождения идет по минимальной указанной на странице. Если необходимо заменить регулировочные болты, или любые иные, мы согласовываем это только после диагностики автомобиля. Называем точную цену развал-схождения.
Сход развал 3D регулировка
Регулировочный стенд развал-схождения, считывает колесные параметры с использованием нескольких камер и мишеней с градиентным рисунком. Применение этого оборудования позволяет снимать геометрические параметры изображения. Далее это изображение преобразовывается в числовые значения углов расположения колес. Это обеспечивает максимальную точность проверки схода-развала колес.
Когда нужно делать сход-развал
Сход-развал нужно делать при плохой управляемости автомобиля, повышенном износе резины. Обязательно после ремонта связанных с подвеской, а также после каждой перебортовки колес. После установки новой резины так же нужно сделать регулировку развала схождения.
Специалист перед началом регулировки развал-схождения, проверит давление воздуха в колесах, свободный ход рулевого колеса, осмотрит диски колес на предмет деформации. Все это влияет на показатели датчиков. И является важным аспектом регулировки развала схождения.
Когда делать: После замены амортизаторов или шаровых опор, рычагов необходимо проводить сход-развал.
Что такое развал, схождение и кастор.
Развал — это правильный угол развала колес. Это дает хорошее сцепление с дорогой и стабильность управления. Не точная установка развала, приводит к неравномерному износу резины. Развал колеса-угол между центральной плоскостью автоколеса и перпендикуляром к поверхности дороги.
Измерение развала проводится в градусах. Автоколеса в этот момент, должны находиться в положении прямо. Колесный диск с углом развала в 0 градусов вертикально по отношению к дороге. Развал положителен, если верх колеса отклоняется наружу, и отрицателен, если наклонен внутрь.
Схождение — это разница расстояний, измеренных по передним и задним точкам дисков, в горизонтальной плоскости. Измеряется в миллиметрах и может так же выражаться в градусах.
Продольный наклон шкворня (кастер) Неправильный угол кастора, может вызвать затруднение вращения руля. Продольный наклон шкворня — это угол между вертикалью и проекцией оси поворота колеса на вертикальную плоскость, проходящую через ось действия тяги. Измеряется в градусах и положителен, если верхняя часть оси отклонена назад. Отрицателен, когда верхняя часть оси отклонена вперед.
Как сделать сход/развал самостоятельно
Развал и схождение — параметры, определяющие положение колес. Их значение должно быть оптимальным, чтобы водитель имел возможность без трудностей управлять автомобилем. Если углы развал/схода выставлены неправильно или сбились, то:
- ускорится износ покрышек (также станет неравномерным);
- ухудшится управляемость;
- машина будет постоянно крениться в одну из сторон при движении.
Наличие указанных признаков сигнализирует о том, что необходимо провести регулировку положения колес. Или, хотя бы, проверку их геометрии.
Регулировка колес самостоятельно: базовая информация
Для верного выполнения стабилизации сход/развала стоит сначала узнать, что точно представляют собой эти термины:
- схождение — угол относительно продольной прямой кузова;
- развал — положение колеса по отношению к дороге.
Также существует кастер — угол наклона шкворня (стержня шарнира поворотного соединения частей ТС), но он в большинстве случаев не нуждается в регулировке, разве что при первичном сборе подвески.
Примечание! Проведение регулировочных операций без специального оборудования не обеспечивает точный результат. Потому, хоть выполнить стабилизацию можно самостоятельно, предпочтительнее поручить эту задачу сотрудникам СТО.
Подготовка к настройке развал-схождения
Предварительный этап начинается с заготовки инструментов:
- ключи;
- штангенциркуль;
- труба/рейка;
- веревка с отвесом;
- мел или произвольное средство для пометок (например, краска).
Когда инструментарий собран, автомобиль загоняется на эстакаду, либо яму. Можно обойтись даже обычной ровной поверхностью — тогда еще понадобится домкрат. Выставляете руль так, чтобы колеса «смотрели» прямо.
Кроме того, важно убедиться, что машина не нагружена лишним весом (уберите из салона/багажника тяжелые предметы) и в колесах нормальное давление.
Теперь можно приступать к регулированию, предварительно узнав подходящие углы сход/развала, что обозначается в технической документации к машине.
ВАЖНО! Рекомендуется до того, как приступать к стабилизации, диагностировать подвеску и рулевой механизм. Если обнаружатся проблемные моменты — устранить ремонтом/заменой неисправных деталей. И только после перечисленных действий заняться развал-схождением.
Регулировка развала
Изначально крепится шнур/веревка с отвесом к крылу так, чтобы он проходил через центральную точку колеса (с внешней стороны), не касаясь покрышки. Затем делаются пометки на самой нижней и верхней точках обода, высчитывается расстояние от них до веревки. Аналогичная операция производится с каждым колесом. Допустимая разница между показателями снизу/сверху составляет +/- 3-5 мм (зависит от конкретного авто).
Поскольку обод может быть не ровным, нужно замерять еще трижды — на каждых последующих 90 градусах. Полученные результаты сравните между собой и получите примерный угол развала. Если он не соответствует значению, указанному в техдокументации, то выполняется регулировка развала.
Для этого снимается колесо, отпускаются два болта крепежа кронштейна к поворотному кулаку. Теперь сам кулак необходимо сдвинуть внутрь/наружу, направление определяют сделанные замеры. После остается лишь закрутка болтов и монтаж колес. Для верности лучше произвести финальные замеры, чтобы убедиться в правильности выставленного угла развала.
Регулировка схождения
С внутренней стороны колес делаются пометки на шинах возле крайних боковых точек ободка (то есть слева и справа). Затем измеряется расстояние между двумя колесами (сначала справа/слева на задних, потом на передних). Сделать это можно разными способами:
- самодельной «линейкой» (трубы) с подвижными концами;
- веревкой;
- рейкой;
- специальными приспособлениями.
Прикладывать концы измерительного инструмента нужно в места, где делались разметки. Произведя замеры, получите текущий угол схождения. В случае отклонения его значения от оптимального, откручивается контргайка с последующим удлинением/укорочением рулевых тяг посредством вращения муфт.
Имейте в виду, что крутить следует муфты с обеих сторон на одинаковое количество оборотов. Когда подходящее расстояние достигнуто, контргайки возвращаются на место и плотно закручиваются.