Avto-profi-evakuator.ru

Авто Профи
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Настройка подвески мотоцикла

  • Чтобы разобраться, что именно можно менять при настройке подвески мотоцикла, сперва посмотрим на устройство типичного амортизатора (здесь и далее будут показаны амортизаторы FG Gubellini, с которыми наша команда наиболее плотно работает)

Итак, вилка (и аналогично ей, задний амортизатор) состоит из больших двух компонентов: пружины и гидравлической системы. Пружина создает сопротивление сжатию, гидравлическая система работает как демфер, гася колебания вилки, т.е. не позволяя вилке слишком быстро сжиматься или разжиматься

В гидравлической системе есть емкость с маслом, которое, при сжатии вилки перетекает в другую емкость через клапан компрессии, при разжимании вилки масло возвращается в изначальную емкость, но уже через другой клапан (клапан отбоя)

Каждый и компонентов системы системы подвески мотоцикла можно настраивать и менять его характеристики, таким образом, получаем следующие параметры, которые возможно изменить в работе амортизатора

Компонент системы подвески мотоцикла
Что меняем Что это? На что влияет
ПружинаЖесткостьСам материал, витки пружиныСила сопротивления сжатия
ПружинаПреднатягПредварительное сжатие пружины, созданное еще до того, как вилка начинает работать (сжиматься)Необходимая сила сжатия для начала работы вилки
Гидравлическая системаЗазоры в клапане отбоя (отбой)Диаметр отверстий в клапане отбоя (чем меньше, тем медленнее перетекает масло)Скорость распрямления вилки после сжатия
Гидравлическая системаЗазоры в клапане сжатия (компрессия)Диаметр отверстий в клапане компрессии (чем меньше, тем медленнее перетекает масло)Скорость сжатия вилки при приложении силы
Гидравлическая системаУровень маслаКоличество масла в вилкеМаксимальный ход в вилке
Гидравлическая системаВязкость маслаМатериал масла, его способность проходить через отверстия в клапане и создавать силу сопротивленияСкорость сжатия, скорость отбоя
Гидравлическая системаДлина штокаДлина штокаРабочий ход вилки
Читайте так же:
Как регулировка заднее колесо мотоцикла

Часть параметров менять легче, часть сложнее. Чтобы заменить пружину подвески мотоцикла или шток нужно разбирать амортизатор, а вот диаметры отверстий в клапанах можно менять через специально вынесенные регулировочные болты на вилке. Таким образом на гражданском мотоцикле или между сессиями можно быстро поменять только часть параметров, остальные доступны либо в сервисе либо при наличии в боксе механика с инструментом. Настройка подвески мотоцикла — это важный элемент подготовки самого мотоцикла для достижения результатов на треке.

Настройка подвески мотоцикла

Настройка подвески мотоцикла

Вращая гайку преднатяга пружины, можно установить динамический (с гонщиком в седле) прогиб (до 100 мм). После чего необходимо проверить прогиб статический. Это величина, на которую срабатывает амортизатор под собственным весом мотоцикла. Если он меньше 15 мм или больше 35 мм, преднатяг пружины установлен неправильно.

Отбой

Отбой регулирует, как быстро амортизатор возвращается в исходное состояние после столкновения с препятствием. Если отбой слишком быстрый, задняя часть мотоцикла будет скакать, как баскетбольный мяч. Если отбой слишком медленный, амортизатор не будет успевать возвращаться в исходное состояние до следующей кочки.

Поворот регулировочного винта по часовой стрелке замедляет скорость отбоя, против часовой – увеличивает. Если заднее колесо отскакивает при ударе об остроугольную кочку, вероятно, отбой слишком быстрый. Если амортизатор перестает работать на серии кочек, сложившись до конца, видимо, отбой слишком медленный. Увеличение отбоя в небольшой степени увеличит и сжатие.

Сжатие низких скоростей

Сжатие низких скоростей регулируется при помощи отвертки и измеряется в кликах (щелчках). Винт закручивается до конца и отворачивается на некоторое число кликов. Сжатие низких скоростей – это сжатие при перекатывании волн, на приземлении после столов, на большинстве других трамплинов.
Закручивание регулировочного винта делает сжатие жестче, откручивание – мягче. Число кликов различается в зависимости от производителя, но обычно доходит до 25.

Читайте так же:
Как регулировать холостой ход на мотоцикле

Сжатие высоких скоростей

На большинстве современных амортизаторов сжатие высоких скоростей регулируется гайкой и измеряется числом полных оборотов. Сжатие высокой скорости не должно ассоциироваться со скоростью мотоцикла. Имеется ввиду скорость работы амортизатора. Сжатие высоких скоростей случается на остроконечных кочках, резких приземлениях, при езде по вершинам волн.
Закручивание регулировочной гайки сделает сжатие жестче (что позволит задней части мотоцикла оставаться выше), откручивание – мягче (задняя часть мотоцикла будет опускаться ниже).

Нет необходимости в очередной раз говорить, что от правильной регулировки передней вилки и заднего амортизатора зачастую зависит не меньше, а часто и больше, чем от мощности двигателя. Никакая подготовка двигателя не даст вам преимуществ, если вы не сможете полностью ее реализовать, передвигаясь по трассе мотокросса или эндуро из за неправильной работы ходовой части.
Поэтому засучите рукава и приступайте к самому увлекательному — регулировке ходовой части. И опять мы не будем приводить рекомендаций по конкретным моделям мотоциклов, а ограничимся общими для всех принцмипами. С чего начинаем — с регулировки преднатяга пружин передней вилки и заднего амортизатора и подбора пружин. Помните — данные регулировки проводятся “ на холодную “.

  • поставьте мотоциклл на подставку с вывешенными колесами;
  • замерьте расстояние между пыльником пера вилки и нижней точкой скользящей (внутренней) трубы вилки и запишите результат;
  • опустите мотоцикл на грунт и прожмите переднюю вилку несколько раз;
  • еще раз замерьте расстояние между пыльником пера вилки и нижней точкой скользящей (внутренней) трубы вилки и запишите результат;
  • сравните результаты замеров

Разница между двумя замерами называется “ статическим прогибом “ и должна быть в пределах 25 — 40 мм. Если статический преднатяг менее 25 мм., то преднатяг пружин передней вилки должен быть уменьшен, если белее 40 мм. то увеличен. Как это сделать вы можете проверить в вашей инструкции по эксплуатации мотоцикла. Данная регулировка позволяет получить правильное базовое положение мотоцикла относительно грунта.
Подбор жесткости пружин передней вилки:

Читайте так же:
Регулировка ножек на мотоцикле

После того, как вы отрегулировали преднатяг пружин передней вилки, нужно проверить, а подходят ли вам пружины по жесткости. Не секрет, что производители мототехники делают мотоциклы для “виртуального“ спортсмена, подгоняя характеристики вилок и амортизаторов под среднестатистический вес (для мотоциклов 125 — 500 см. куб это 75 — 80 кг.).

  • оденьтесь полностью в гоночную форму и сядьте на мотоцикл;
  • попросите кого либо подержать мотоцикл вертикально;
  • в третий раз замерьте расстояние между пыльником пера вилки и нижней точкой скользящей (внутренней) трубы вилки и запишите результат.

Разница между первым замером (с вывешенными колесами) и третьим замером (вы в полной форме на мотоцикле) называется “ динамическим прогибом ” идолжна составлять 30% полного хода перьев вилки, который указывается в техническом описании мотоцикла. Например, если полный ход вилки 300 мм., то под вашим весом результат замера должен быть в пределах 200 мм. и, соответственно, прогиб должен быть 100 мм.
Если динамический прогиб менее 100 мм., то вам нужны более мягкие пружины, если более 100 мм. — более жесткие пружины.

  • поставьте мотоциклл на подставку с вывешенными колесами;
  • замерьте расстояние между центром оси заднего колеса и концом заднего бугеля и запишите результат;
  • опустите мотоцикл на грунт и прожмите амортизатор несколько раз;
  • еще раз замерьте то же расстояние и запишите результат;
  • сравните результаты замеров.

Статический прогиб в данном случае должен быть в пределах 35 мм. +/ — 5 мм. В противном случае отрегулируйте преднатяг пружины амортизатора, как описано в инструкции по эксплуатации к вашему мотоциклу.

Подбор жесткости пружины заднего амортизатора:

  • оденьтесь полностью в гоночную форму и сядьте на мотоцикл;
  • попросите кого либо подержать мотоцикл вертикально;
  • в третий раз замерьте расстояние между центром оси заднего колеса и концом заднего бугеля и запишите результат;
  • сравните результаты первого и последнего замеров.
Читайте так же:
Регулировать мотоцикл по высоте

В данном случае динамический прогиб должен быть в пределах 90 — 105 мм.

  • если динамический прогиб менее 90 мм. при статическом прогибе 35 мм., то пружина амортизатора слишком жесткая;
  • если динамический прогиб более 105 мм. при статическом прогибе 35 мм., то пружина амортизатора слишком мягкая.

Помните, что от правильного подбора жесткости пружин передней вилки и заднего амортизатора и регулировки их преднатяга зависит управляемость мотоцикла на трассе. К сожалению, у наших спортсменов наблюдается тенденция сделать ходовую часть как можно мягче, с чем нельзя согласиться. В мире мотоспорта чем быстрее едет спортсмен, тем жестче ходовая часть. Это закон большого спорта, который у нас, как всегда, пытаются творчески переработать.<

Какое масло выбрать?

Именно от его выбора будет зависеть дальнейшая работа переднего амортизатора. Специальное вилочное масло имеет определенные характеристики, и подходит лучше всего, так как рассчитано и на давление, создаваемое внутри, и на его нагрев в процессе работы. Степенью вязкости, обозначенной цифрой рядом с буквой W, можно регулировать жесткость вилки.

  • 5W – подходит для «спортов», ездящих по треку с идеально ровным асфальтом;
  • 10W – универсальное, используемое на большинстве байков;
  • 15W – жесткое и вязкое, его льют в амморты либо тяжелых круизеров, имеющих мощные пружины, либо при довольно сильном износе перьев, когда жидкость с меньшей вязкостью начинает протекать. Если его залить в легкий малокубатурник, то будет казаться, чтоб подвески нет вообще.

Находятся даже умельцы, заливающие в передний амортизатор моторное масло. Но мы не рекомендуем этого делать, поскольку его характеристики непредсказуемы, и как оно поведет себя при нагреве, никто не проверял.

Масло для вилки

Регулировка скорости отбоя амортизатора

Отскок амортизатора характеризует скорость возвращения вилки в исходное положение под нагрузку. Скорость срабатывания отбойного механизма должна быть такой, чтобы амортизатор не выстреливал сразу же и смог погасить удар от следующего препятствия.

Читайте так же:
Как отрегулировать спидометр мотоцикла

Как определить эффективность отскока велосипедной вилки? При движении по неровностям удары гасятся раньше, чем попадут на руль – отскок настроен хорошо. Амортизатор не срабатывает на мелких препятствиях – необходима небольшая корректировка. И, наконец, запущенный случай, когда отбой сильно запаздывает.

Регулировочный болт Rebound

Регулировочный болт Rebound: заяц – увеличение скорости, черепаха – замедление отскока

Настройка отскока на ходу:

  1. Найти дорогу или тропинку с неровностями.
  2. Выставить регулятор на самый быстрый отскок.
  3. Разогнаться, по ощущениям проверить, насколько сильно бьет в руль.
  4. Подкручивать регулятор, пока биение не прекратится.

Важно настроить Rebound так, чтобы удары не приходились на колесо, но при этом сохранилась мягкость езды. Если отскок выставлен на правильное значение, но амортизатор ведет себя непредсказуемо, возможно, придется заново отрегулировать ход вилки и компрессию.

Настраивать переднюю вилку рекомендуется не сразу, а в последовательности «Preload – Compression – Rebound». Индивидуальный подбор каждого параметра улучшит работу амортизатора и подарит комфортные поездки.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector