Avto-profi-evakuator.ru

Авто Профи
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мотоцикл с коляской

Мотоцикл с коляской

Мотоци́кл с коля́ской (разг. — мотоцикл с лю́лькой) — трёхколёсное транспортное средство, состоящее из двухколёсного мотоцикла и жёстко присоединённой к нему сбоку коляски (бокового прицепа) с одним колесом.

Ранее мотоциклы с коляской были популярны в качестве дешёвого заменителя легкового автомобиля, но сейчас их выпуск невелик.

В СССР массово выпускались мотоциклы с коляской марок «Иж», «Урал», «Днепр», а также импортировались мотоциклы «Ява», оснащённые колясками «Velorex».

Устройство коляски, бокового прицепа мотоцикла Урал, типы кузовов, регулировка схождения колес и тормоза колеса коляски, ремонт коляски мотоцикла.

Рама коляски крепится к раме мотоцикла в четырех точках: внизу двумя цанговыми зажимами, вверху — двумя стойками. Задний цанговый зажим крепится к раме коляски с помощью клеммного соединения. Труба заднего цангового крепления устанавливается внутрь трубы рамы коляски и фиксируется стяжным болтом. За счет этого заднее цанговое крепление можно вдвигать в раму или выдвигать из рамы коляски. При этом будет изменяться угол схождения колеса коляски относительно колес мотоцикла.

Устройство рамы бокового прицепа мотоцикла Урал.

Устройство рамы бокового прицепа мотоцикла Урал

Устройство рамы бокового прицепа мотоцикла Урал-2.

Устройство рамы бокового прицепа мотоцикла Урал 2

Заднее цанговое крепление может поворачиваться относительно рамы коляски. При этом будет изменяться высота рамы и кузова коляски относительно земли. Колесо коляски установлено на оси маятникового рычага, который крепится к раме с помощью двух сайлентблоков, аналогичных тем, что установлены в маятнике заднего колеса. Амортизатор колеса коляски и амортизатор задней подвески взаимозаменяемы. Колесо устанавливают на ось консольно, т.е. с односторонней опорой.

На раму бокового прицепа мотоцикла Урал устанавливают кузова различных типов:

— Пассажирские (два варианта).
— Грузовой.
— Специального назначения.

На раму бокового прицепа мотоцикла Урал устанавливают кузова различных типов

В настоящее время наибольшее распространение получил пассажирский кузов, сваренный из листовых гнутых заготовок. Такой кузов имеет умеренную стоимость и высокую ремонтопригодность. Для более взыскательных мотоциклистов разработан городской вариант мотоцикла Урал ИМЗ-8.103, который имеет более элегантный кузов коляски, новый щиток переднего колеса и ряд других декоративных изменений в отделке.

Для сельских жителей предназначен мотоцикл Урал ИМЗ-8.503 с грузовой коляской. Ее вместительный кузов позволяет перевозить грузы общей массой до 150 кг. Важным достоинством такого мотоцикла является то, что грузовой и пассажирский кузова взаимозаменяемы. В модели Урал ИМЗ-8.103 и во всех ее модификациях предусмотрен тормоз колеса коляски. Устроен он аналогично заднему тормозу мотоцикл.

Читайте так же:
Последовательность регулировки клапанов волги

Для привода тяги под рамой бокового прицепа мотоцикла Урал расположен вал с двумя рычагами. Специальный палец педали заднего тормоза поворачивает один (левый) рычаг и вал. Второй рычаг при повороте перемещает тягу и обеспечивает торможение. Длины рычагов подобраны так, что эффективность тормоза коляски меньше, чем эффективность заднего тормоза. Пропорционально нагрузке на колесо коляски и на заднее колесо.

Эксплуатация бокового прицепа мотоцикла Урал.

В процессе эксплуатации бокового прицепа мотоцикла Урал надо следить за величиной развала и схождения колес. Развал означает, что мотоцикл отклонен от вертикали влево. Схождение — что плоскости колес мотоцикла и колеса коляски пересекаются (сходятся) впереди.

Схема регулировки развала и схождения колес мотоцикла Урал с коляской.

Схема регулировки развала и схождения колес мотоцикла Урал с коляской

Для регулировки схождения мотоцикл надо установить на ровную площадку, приложить к колесам бруски и произвести замер схождения. Колеса при этом не должны иметь осевое биение более 2 мм. Если колесо имеет значительное биение, его надо заменить исправным (запасным, передним или задним).

В случае невозможности замены колеса надо выполнить два замера, повернув колесо на 180 градусов, и найти среднее значение, которое и будет соответствовать схождению. Регулируется схождение перемещением заднего цангового крепления при ослабленном стяжном болте.

Регулировка развала.

При регулировке развала надо обратить внимание на то, чтобы осевое биение переднего колеса не превышало допустимого. В противном случае, как и для колеса коляски, надо сделать два замера, повернув колесо на 180 градусов. Среднее значение покажет величину развала. При регулировке развала устанавливают необходимую длину стоек, выворачивая регулировочные вилки. Затем вилки необходимо законтрить.

Правильность регулировки развала и схождения окончательно проверяется при движении по ровной дороге. Поскольку дороги обычно имеют уклон в поперечном сечении влево и вправо, то при проверке желательно ехать посредине дороги. Выбрав участок с малой интенсивностью движения. Хорошо отрегулированный мотоцикл должен без усилий, прилагаемых к рулю, сохранять прямолинейное движение при условии сохранения постоянной тяги.

Регулировка тормоза колеса бокового прицепа мотоцикла Урал.

Поскольку тормоза заднего колеса и колеса коляски приводятся одной педалью, синхронность их срабатывания и пропорциональность распределения тормозных усилий зависят от правильной регулировки.

Сначала регулируют величину свободного хода привода заднего тормоза при отпущенном барашке тормоза колеса коляски. Далее регулировку желательно проводить вдвоем. Один человек нажимает на педаль заднего тормоза, выбирая свободный ход. Второй — заворачивает барашек тормоза коляски, проверяя одновременно наличие свободного хода рычага, установленного на кулачке. Барашек надо закручивать до тех пор, пока рычаг кулачка можно будет отвести от барашка вперед на 1-2 мм.

Читайте так же:
Форсунки замена распылителей и регулировка

Ремонт бокового прицепа мотоцикла Урал.

Основными дефектами бокового прицепа мотоцикла Урал являются трещины рамы коляски, изгиб оси колеса, вмятины на кузове. Трещины на раме коляски обычно возникают около кронштейнов крепления стоек и бывают преимущественно поперечными. Поврежденное место надо заварить, используя накладки. Швы должны быть продольными или диагональными.

Изгиб оси колеса коляски обычно происходит вследствие сильного удара при наезде на крупное препятствие или вследствие перегруза коляски. Ввиду больших нагрузок ось колеса бокового прицепа мотоцикла Урал изготавливают из легированной стали ЗОХГС, подвергают термообработке, а наиболее нагруженное место дополнительно упрочняют наклепом. Изогнутую ось необходимо заменить новой.

Запрессовывают новую ось с помощью пресса или массивного молотка. Рычаг при этом упирают в основание с отверстием диаметром 25-26 мм. После запрессовки оси надо установить сайлентблок амортизатора.

Дизайн и внешний вид

По внешнему облику мотоцикл соответствует классической советской школе. Топливный бак с резиновыми накладками и крупной эмблемой завода-производителя гармонично переходит в плоское сиденье, позади которого расположен небольшой кожух с комбинированным фонарем.

Установлен пластиковый щиток приборов со спидометром, замком зажигания и контрольными лампами. Спицованные колеса с алюминиевыми тормозными барабанами подчеркивают стиль ретро, который не могут испортить даже литые диски, ставившиеся с середины 90-х гг.

Дизайн

Внешний вид мотоцикла ИЖ Планета-5.

Двигатель

Двигатель с одним цилиндром, имеющим диаметр 72 мм.

Трансмиссия

Мотоцикл оборудовался многодисковой муфтой сцепления (6 или 7 пар трения), расположенной в масляной ванне. Для размыкания дисков использовался привод червячного или кулачкового типа от рычага на руле.

Коробка скоростей с 4 передачами переднего хода располагалась в едином картере с двигателем.

Крутящий момент передавался на заднее колесо закрытой цепью, требовавшей периодической промывки и смазки. Для выбора скоростей использовался двуплечий рычаг с ножным приводом, расположенный на боковой части картера силового агрегата.

Трансмиссия

Коробка скоростей с 4 передачами

Ходовая часть и тормоза

Мотоцикл оснащался пространственной рамой, сваренной из стальных труб. Переднее колесо с телескопической вилкой с парой амортизаторов гидравлического типа с дополнительными пружинами.

На части машин с дисковым передним тормозом использовался пневматический регулятор жесткости. Заднее колесо оснащалось рычажной подвеской с 2 амортизаторами с пружиной и гидравлической полостью, заполненной маслом.

Спереди использовался барабанный колодочный тормоз с тросовым ручным приводом. Дисковый механизм оснащался плавающей скобой с гидравлическим управлением с помощью рычага на руле.

Читайте так же:
Автоматическая регулировка влажности в инкубаторе

Заднее колесо и боковой прицеп комплектовались барабанными тормозами с ножным приводом. Система ABS устанавливалась на экспериментальные экземпляры, которые не шли в розничную продажу.

Колеса

Изначально на мотоцикле использовались спицованные колеса с дисками диаметром 18″ независимо от места установки. С введением дискового тормоза спереди стали ставить оригинальное колесо со спицами, а затем – литое из алюминиевого сплава.

Стандартными являлись покрышки размерностью 3,5х18″, на туристической версии сзади ставилась шина 3,75х18″ с развитым рисунком протектора. При использовании переднего литого диска применялась покрышка стандарта 3,25х18″.

Колеса

Установлены спицованные колеса с дисками диаметром 18″.

Электроника

Мотоцикл оснащался батарейной контактной или электронной бесконтактной системой зажигания. Напряжение в бортовой сети составляло 12 В, отрицательные выводы подключались к раме.

В качестве источников питания применялись генератор мощностью от 70 до 140 Вт и свинцово-кислотный аккумулятор емкостью 9 А*ч. В состав системы освещения входили фара головного света и задний фонарь комбинированного типа.

Имелись указатели направления поворота и звуковой сигнал. Для подключения электрических цепей бортового прицепа предназначался отдельный разъем.

Приборная панель

Приборная панель ИЖ Планета-5.

Вес и габариты

Основные параметры одиночного мотоцикла:

  • длина – 2200 мм;
  • ширина – 810 мм;
  • высота (без ветрового стекла) – 1200 мм;
  • база – 1450 мм;
  • клиренс – 135 мм;
  • сухая масса – 162 кг;
  • допустимая нагрузка – 170 кг.

Управляемость

Мотоцикл отличается неплохой маневренностью, соответствующей динамическим возможностям. Техника чутко реагирует на отклонение руля, но требует точной регулировки давления в шинах и исправности амортизаторов. При установке бокового прицепа маневренность ухудшается.

Расход топлива

Запас топлива хранился в баке емкостью 18 л, в качестве горючего использовалась смесь бензина с маслом. На части мотоциклов ставился мотор с раздельной системой смазки, которая подавала масло насосом в зависимости от режима езды.

При движении по ровному шоссе со средней скоростью около 90 км/ч расход составлял около 5 л топлива, в городском режиме с резкими стартами параметр доходил до 6,5–7 л на 100 км пробега.

Читайте так же:
Как отрегулировать производительность насоса

Регулировка бокового прицепа

Для облегчения конечной регулировки геометрии прицепа резьбовые соединения при его креплении к мотоциклу не затягиваются и не шплинтуются. Мотоцикл с прицепом ставят на ровную площадку с гладкой поверхностью и, регулируют длину верхних соединяющих тяг, отклоняют мотоцикл от вертикальной плоскости — удаляя его от прицепа — на 3° + 30′. Такой развал необходим, так как боковой прицеп стремится увести мотоцикл в сторону. Сходимость регулируется перестановкой трубки переднего, нижнего соединения, входящей во втулку на рамс прицепа. Сходимость проверяют двумя прямыми брусьями положенными на горизонтальную проекцию плоскости колес. Разность расстояний между прямыми, представленными брусьями, должна быть в точке, отвечающей переднему концу передней шины, на 35 мм меньше чем в точке заднего конца задней шины мотоцикла. Сходимость регулируют сообразуясь с преобладающими условиями эксплуатации. После регулировки и проверки развала и сходимости гайки соединений затягивают и шплинтуют. Амортизатор руля регулируют при дорожном испытании с таким расчетом, чтобы управление не требовало повышенного усилия.

Главные недостатки

юпитер 3

Все модификации маркировались знаком качества и были в целом надёжны. Головную боль владельцам техники, сделанной на Ижевском машиностроительном заводе, доставляли:

  • Слабый генератор, мощности которого для обеспечения питанием всех электроприборов в ночное время было недостаточно.
  • Система зажигания , выполненная по раздельной для каждого цилиндра схеме. В целом она достаточно надёжна, но равномерно настроить зажигание на Иж Юпитер 3 – непростая задача.
  • Электропроводка не вполне удовлетворительного качества. Владельцы новых машин часто жаловались, что провода перепутаны ещё на заводе.

Тем не менее, популярность модели была велика, и если что и останавливало потенциальных покупателей, так это достаточно высокая цена. За год завод выпускал свыше 250 000 машин, поступавших в открытую продажу. Удачная конструкция стала базой для создания следующих модификаций, последней из которых стал Иж Юпитер-5.

Ориентировочная цена на ИЖ Юпитер 5

Ориентировочная цена на ИЖ Юпитер 5 зависит от наличия пробега

Несмотря на такие показатели, этот мотоцикл пользовался хорошим спросом в народе. В крупных международных соревнования он не участвовал, для этого имелись другие модели мотоциклов. Да и не предназначался он для соревнований, его основная задача – комфортная езда по любым дорогам.

Читайте так же:
Как называется служба синхронизации времени

В советское время ИЖ Юпитер-5 продавался по цене в 1050 руб. Для сравнения, новый тяжелый мотоцикл «Урал» обходился чуть ли не вдвое больше – 1870 руб.

Сейчас же данный мотоцикл, новый и без пробега, обойдется в 55 000 руб. Хотя можно и приобрести и ИЖ «Юпитер-5» с пробегом. Цена на него зависит от состояния самого мотоцикла, а также года производства и колеблется она от 3 000 до 40 000 руб.

Русская механика квадроциклы

Для любителей отечественной продукции будет интересны от компании Русская механика квадроциклы и мотовездеходы. Высокое качество, пользующееся популярностью.

Самый маленький из Бандитов от компании Suzuki детально разобран по ссылке. Расскажем подробнее об одном из самых надежных мотоциклов.

Заключение

На вторичном рынке самый молодой и приличный мотоцикл Иж Юпитер-5 можно приобрести за 35-50 тыс. руб. Сегодня среди молодёжи большей популярностью пользуются иностранные модели. Относительно недорогая продукция из поднебесной захватила наш рынок, окончательно задушив отечественного производителя. Однако люди старшего поколения китайскому ширпотребу предпочитают старые отечественные мотоциклы. Новые разработки в стране имеются, но современные модели наших мотоциклов очень дороги. Люди охотно восстанавливают и используют старые машины.

В этом плане конкуренцию Юпитеру-5 составляет импортная машина Ява-350. Но она, в сопоставимом состоянии в 2, а то и в 3 раза дороже. Тяжёлые мотоциклы вроде Урала или Днепра тяжело эксплуатировать без бокового прицепа, они менее манёвренны и подвижны, более сложны по своей конструкции и дороги в содержании. Конкуренцию Иж-Юпитеру-5 они составляли только в советское время при дешевом бензине и ГСМ.

Мотоцикл Иж Юпитер-5 можно и стоит покупать людям, способным самостоятельно выполнять техническое обслуживание и ремонт. Настроенная машина при аккуратном и бережном отношении доставит ещё много пользы людям, будет радовать своей надёжностью, манёвренностью и комфортабельностью. Особенно ценным такое приобретение будет для жителей сельской местности. Одиночный мотоцикл Иж Юпитер-5 создан для сельских дорог, хорошо ведёт себя в городских условиях и на шоссе.

Людям, не желающим вникать в тонкости строения своего двухколёсного друга и не имеющим слесарных навыков, не следует покупать отечественный мотоцикл, в том числе и самый современный.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector